Как известно, на планете нет людей с абсолютно идеальными зубами: рано или поздно любой человек начинает нуждаться в помощи стоматолога.
Определённый процент потенциальных пациентов испытывает непреодолимый страх перед зубоврачебной техникой, самим врачом, его кабинетом и всеми теми манипуляциями, которые там совершаются. Ситуация иногда достигает абсурдных значений: из-за страха перед «предполагаемой» болью человек готов терпеть реальные, сильные и длительные боли, создаваемые текущим у него заболеванием.
Условно боязни такого рода можно разделить на обобщённый страх и опасения, которые человек может конкретизировать. В случае с «конкретикой» ситуация может решиться довольно быстро; иногда достаточно одного точного вопроса и такого же точного ответа. Например, человек может опасаться болезненности не от проводимых процедур во время лечения, а от введения самого анестетика. Как ни странно, такая позиция может довольно долго удерживать пациента от посещения стоматолога. Но достаточно один раз напрямую спросить, решается ли как-то эта проблема, как опасениям может быть положен конец: врач ответит, что для безболезненности инъекции применяется аппликационная анестезия (которая наносится на слизистую, не повреждая её, и снижает чувствительность мягких тканей достаточно для того, чтобы пациент не чувствовал боли во время укола). В итоге пациент «на практике» (то есть во время реальной процедуры) убеждается в безболезненности всех этапов лечения, и его страх исчезает без остатка. Но такой принцип решения проблемы «работает» именно в том случае, когда пациент может точно конкретизировать своё опасение.
Ситуация осложняется, когда страх человека носит неконкретный, обобщённый характер. Если человека слишком сильно тревожит само присутствие в зубоврачебном кабинете, вид стоматологических инструментов или же всё в комплексе с запахами и звуками, эффективность лечение становится сомнительной, поскольку вероятно сильное затруднение его проведения.
Одно из главных правил: ни в коей степени не стоит стесняться подобных тревожных состояний, пытаясь их скрыть. Стоматолог – это врач, который окажет помощь со всем должным пониманием. Более того, если пациент чувствует, что не может довериться данному врачу, тогда следует обратиться к другому специалисту: фактор доверия и спокойствия во время лечения очень важен (как для пациента, так и для врача).
Для решения данной проблемы применяется седация. Разделяют глубокую и поверхностную седацию.
По причине названных выше обстоятельств глубокая седация не является предпочтительным методом. Обычно данным метод применяется для лечения людей с психическими отклонениями. Иногда глубокая седация находит своё применение для проведения хирургических операций у лиц с сильно выраженным рвотным рефлексом.
Решение о целесообразности применения седации будет принято из оценки состояния пациента, его жалоб, его психологических особенностей и специфики клинической картины.
Основные способы введения препарата:
Небольшая памятка, связанная с седацией: